Ровно 50 лет назад, 20 февраля 1975 года, одна из улиц Мурманска получила имя Героев Рыбачьего.
— Улица Героев Рыбачьего — привычное мурманчанам название. И мы редко задумываемся о том, сколько героизма, пролитой крови за этими словами, — отметил председатель Горсовета Игорь Морарь.
«Зачем рыть траншеи, когда немец в 50 км от Ленинграда. Лучше всем рыть могилы» — это строчка из политдонесения от 22 августа 1941 года, приведенная в книге Михаила Григорьевича Орешеты «Рыбачий».
— Фраза, от которой кровь стынет в жилах… В ней страх и ужас защитников, положивших жизни, лишь бы не пустить захватчиков на нашу землю. Тех, кто врастал в камень, и дважды, и трижды раненый стоял насмерть, возможно, понимая, что не выживет, но удержит врага, — сказал Игорь Морарь.
Среди них был отряд капитана Александра Юневича. 48 человек 29 марта 1943 года высадились на берег губы Малая Волоковая в немецком тылу. Говорят, у них была невыполнимая задача. Бой завязался сразу. Страшный и жестокий. Немцев было намного больше. Спустя десять часов, когда враг открыл по разведчикам минометный огонь, в эфир полетела радиограмма: «Огонь на меня». Бой продолжался еще десять часов, путь к отступлению нашим блокировали егеря. Последняя радиограмма отряда Юневича спустя еще пять часов: «Огонь по нам. Нас осталось мало. Живыми не сдадимся. Отомстите за нас». Бой, длившийся тридцать часов, закончился.
Из 48 человек выжили всего двое: попавший в плен Николай Соломонов и Александр Бакин, которого спустя неделю на самодельном плоту тяжелораненого и обмороженного прибило к полуострову Среднему. Он смог только прошептать: «Я от Юневича». Долгие годы его считали предателем. Но именно он сделал все, чтобы сохранить память о своих товарищах. И благодаря ему останки бойцов отряда, пролежавшие на поле боя 33 года, были захоронены.
— Читайте про героев Рыбачьего, рассказывайте о них детям и внукам. Мы не имеем права забывать, — подчеркнул председатель Горсовета Мурманска.
Фото: Игорь Морарь / соцсети
Содержимое сайта предназначено для читателей старше 16 лет.