Для производства песко-соляной смеси Управление дорожного хозяйства города Мурманска закупает просеянный карьерный песок и техническую соль галит, которые перемешивают в заданных пропорциях, при этом пропорции компонентов могут менять. Как отметила исполнительный директор Национальной ассоциации зимнего содержания объектов инфраструктуры и транспорта Юлия Антонова (Москва), к плюсам можно отнести общедоступность и известность песко-соляной смеси и галита, пишет «Би-порт». В России эти материалы используют более 60 лет.
— Данные материалы — галит и песок — подходят для применения после выпадения осадков и имеют невысокую закупочную стоимость. Но нужно учесть, что цена на галит и песок каждый год увеличивается в среднем на 15-20%, — пояснила Юлия Антонова.
По ее словам, минусов в подобных смесях больше. Так, галит — это однокомпонентный вид соли. Он полностью не растворяется в воде, приводит к засолению почвы, агрессивно воздействует на металл, бетон и дорожные покрытия.
— Его нельзя применять при температуре ниже минус 12 градусов. А уже при минус 8 градусах в условиях обильных снегопадов, снижения интенсивности движения (при обработке дорог в ночь) или резкого похолодания галит может стать причиной повторного обледенения, — отметила эксперт.
Для расширения диапазона использования галит смешивают с песком. Песко-соляная смесь (ПСС) также имеет ряд существенных недостатков.
— У такой смеси низкая эффективность, она не подходит для превентивной обработки дорожных поверхностей, а значит, с ней невозможно предотвратить гололед при переходах через 0 градусов, ледяном дожде и прочих погодных явлениях, которые подразумевают образование льда, — пояснила эксперт.
Она рассказала, что малое количество соли в ПСС практически не будет плавить лед.
- То есть объем снежных масс не уменьшится, а перемешается с песком и образует грязную кашу, которую в итоге нужно убирать и вывозить на специальные полигоны или на снегоплавильные комплексы. Если же содержание галита в ПСС превышает 50%, то это приведет к большой концентрации соли на дороге, которая попадет в почву, станет причиной ее засоления и гибели растительности, — сказала Юлия Антонова.
Она пояснила, что согласно ГОСТ 58427, все противогололедные материалы, применяемые в населенных пунктах, должны иметь паспорт безопасности, экспертное заключение, пройти контроль в аккредитованной лаборатории, а главное — положительное заключение Росприроднадзора.
— На сегодняшний день ни один производитель галита не получил такого заключения на свою продукцию, — подчеркнула эксперт.
Что касается домашних питомцев, то химические ожоги и разъедание кожи на их лапах вызывают агрессивные вещества — щелочи, кислоты, ангидриды — их в составе реагентов нет. Наибольшую способность к раздражению кожи имеют соли — хлорид натрия и хлорид кальция. Именно поэтому их доля в реагентах для тротуаров максимально ограничена.
— Собака может получить термический ожог (обморожение) в результате контакта ее теплых лап с раствором реагента, имеющего низкую температуру. Но в этом случае дело не в использовании реагента, а в температуре, — подчеркнула Юлия Антонова.
Подробнее об особенностях ПСС и ее альтернативных вариантах — в материале «Би-порта».
Ранее сообщалось, что соли на дорогах Мурманска будут сыпать в 2 раза меньше.
Фото: Екатерина Громова
Содержимое сайта предназначено для читателей старше 16 лет.