«Вызываем огонь на себя»: подвиг отряда капитана Юневича, отдавшего жизни за Заполярье, навсегда останется в памяти
Печенга 11.05, 14:36
Разведчику Александру Юневичу, сражавшемуся за Заполярье в годы Великой Отечественной войны, было всего 28 лет, когда он шагнул в вечность. Об этом северянам напомнил глава Горсовета Мурманска Игорь Морарь.
— Впервые о гибели его отряда я прочитал у Михаила Орешеты и поразился силе духа и мужеству, которые должны быть, чтобы в 28 лет отдать приказ: «Вызываю огонь на себя», — подчеркнул он.
Александр Яковлевич Юневич родился в Беларуси — там он работал почтальоном, разнорабочим на лесозаводе, учителем математики. В 1937 году он был призван на срочную службу в армию.
Войну Александр Юневич начал командиром роты 146 стрелкового полка 44 стрелковой дивизии, на Рыбачьем стал командиром роты разведки.
— Он предлагал нестандартные и очень смелые решения. Так, в одном из районов враг засел в укреплении, и достать его никак не могли. Юневич предложил атаковать врага в лоб, когда он ослеплен солнцем. Его разведчики поднялись из воды и, пройдя среди нагромождений камней, где и минирование считалось необязательным, ворвались в траншею, убив одного немца, второму скрутили руки, сунули в рот тряпку, вынули из пулемета замок и бросились с «языком» вниз, — отметил Игорь Морарь.
Когда егеря опомнились, то открыли огонь из пулеметов соседних точек. Однако разведчики уже ушли из зоны обстрела.
В сентябре 1942 шел бой за высоту Яйцо.
— Разыгралась артиллерийская дуэль, от которой гудел весь полуостров Средний… Теперь по Юневичу враг бил, наверное, изо всех стволов. Снаряды и мины ложились почти на каждом метре, и уцелеть в том аду мог разве тот, кто сумел вовремя найти какую-то щель и укрыться в ней… А немцы уже снова шли в атаку. Ударили автоматы, пулеметы. Полетели гранаты. Так без сна и отдыха три дня и три ночи одну за другой отбивали бойцы Юневича атаки… К вечеру туман снова упаковал сопки. Гитлеровцы решили обойти Юневича слева… и отрезать ему отход. На район предстоящей атаки обрушили невиданный огонь. Разгадав их маневр, Юневич доложил по радио обстановку и добавил: «Артогонь на нас!», — описывал этот бой Василий Кожуховский.
После Александр Юневич получил звание капитана, его наградили вторым орденом Красного Знамени. А в марте 1943 года перед ним была поставлена еще одна задача. Необходимо было с тыла преодолеть хребет, уничтожить штаб полка, взять пленного, документы и в ту же ночь вернуться к месту высадки, на катера. Но советские разведчики почти сразу налетели на немцев.
— И был первый бой, наверное, самый страшный, были первые потери, и уже через три часа боя в эфир полетела первая радиограмма: «Вызываем огонь на себя!» И опять снаряды кромсали скалы, снег, били немцев, били наших, лилась кровь. Но этот обстрел позволил всё-таки тем бойцам из отряда, которые оставались живы, вырваться из окружения. Они прошли по сопкам небольшое расстояние, и опять горные егеря их окружают… И опять страшный бой в окружении, и опять угроза попасть в плен, и в эфир летит еще одна радиограмма: «Вызываем огонь на себя». Я эти радиограммы читал в архиве, — пересказывал ту страшную ночь краевед Михаил Орешета, словно видел её сам…

Чудом выживший тогда старшина Александр Бакин всю свою оставшуюся жизнь посвятил тому, чтобы похоронить товарищей и смыть с себя несправедливое клеймо предателя. В память о тех боях он оставил на камне надпись: «Здесь сражался и геройски погиб отряд Юневича. Старшина 2-й статьи Бакин». Эта надпись на скалах пережила и самого Александра Бакина. Теперь ее регулярно обновляют поисковики.
Фото: Игорь Морарь / соцсети
Читайте также

Следы от топора или ножа: в Никеле «двуногие бобры» сточили дерево

«Из подъезда не выйти»: жителей дома в Никеле встречает полоса препятствий в виде кусков снятого асфальта

«Позитивные и неравнодушные: в Заполярье набирают волонтеров на фестиваль Gastro Industry Fest

В техникуме Никеля подрядчик получил деньги за невыполненную замену теплоузлов — идет расследование

«Они плюют на стекла»: чайки повадились заглядывать в окна никельчан

Топиарных оленей установили в Никеле — жители требуют их «защитить» хотя бы забором

«Не устоял под натиском снега»: на горе под Никелем разрушился домик для туристов

В заполярном Минприроды опровергли факт убийства медвежонка в Луостари

«Более 2 кг»: в реки Печенгского округа начала заходить горбуша — о первых уловах рассказали рыбаки

«Качественный ремонт — непосильная ноша?»: мемориал в Никеле вновь нуждается в обновлении

Медведь бродит по федеральной трассе возле Заполярного
