Госдума в первом чтении приняла поправки, увеличивающие штраф за отказ остановиться по требованию ГИБДД. Наказание за такое нарушение может вырасти десятикратно.
Госдума в первом чтении приняла поправки, увеличивающие штраф за отказ остановиться по требованию сотрудника ГИБДД. Согласно проекту, наказание за такое нарушение может возрасти в десять раз. Эксперты в беседе с сайтом Auto.ru разбирались в специфике применения статьи и справедливости наказания.
На пленарном заседании Госдумы в первом чтении принят новый законопроект об увеличении ответственности за отказ остановиться по требованию инспектора ДПС. Согласно документу, штраф, предусмотренный частью 2 статьи 12.25 КоАП РФ, должен быть повышен до 7–10 тысяч рублей с нынешних 500–800 рублей. В статью также добавлен новый пункт о лишении прав на полгода за повторное нарушение.
Как указано в пояснительной записке, действующие штрафы установлены в 2013 году. Авторы законопроекта считают их несущественными и несоразмерными нарушению.
В законе предусмотрены три нарушения, за которые предлагается штрафовать:
— невыполнение водителями законных требований уполномоченных должностных лиц об остановке транспортного средства;
— воспрепятствование деятельности должностных лиц, обеспечивающих безопасность дорожного движения;
— нарушение правил прохождения весового и габаритного контроля тяжеловесными и крупногабаритными транспортными средствами.
«Законопроектом предлагается повысить размер административного штрафа, предусмотренного частью 2 статьи 12.25 КоАП РФ, увеличив его размеры до диапазона „от семи до десяти тысяч рублей“, а также установить повышенную административную ответственность за повторное невыполнение законного требования сотрудников контролирующих органов об остановке транспортного средства, дополнив статью 12.25. КоАП РФ соответствующей частью 4. В статьях 12.21 (ч.1) и 12.21 (ч.5) КоАП РФ предлагается введение ответственности за нарушение правил движения в зоне автоматического весогабаритного контроля», — указано в документе.
Что касается последнего пункта, то речь идет о штрафе за несоблюдение водителем грузовика требований, предписанных дорожными знаками или разметкой в зоне автоматического весового и габаритного контроля — за это водителю грузового транспорта будет грозить 10 тысяч рублей и лишение прав на полгода. Собственнику транспорта будет выписан штраф на 100 тысяч рублей. Больше всего нарушение обойдется владельцу грузовика тяжелее 3,5 тонны. Его оштрафуют на 400 тысяч рублей.
Нужно ли за отказ остановиться действительно лишать прав?
По мнению Александра Шумского, руководителя экспертного центра Probok.net, штраф для граждан в размере 7-10 тысяч рублей может серьезно мотивировать водителей соблюдать правила. Он подчеркивает, что остановка по требованию — это сознательное действие водителя.
«Единственное: важно, чтобы не было недопониманий, уловок и ловушек в этом вопросе. Потому что я лично попадал в ситуацию, когда водитель не понял, что его останавливают. Действия инспектора водитель и сам инспектор могут воспринимать по-разному. Например, инспектор махнул рукой, а водитель уже вышел из зоны видимости и не замечает этого», — считает Шумский.
Эксперт считает, что повышение штрафа — правильный шаг, но лишение прав за повторное нарушение может привести к неправильному использованию этой меры. По его мнению, высокая вероятность лишиться прав может стать инструментом давления на водителей.
Максим Едрышов, руководитель организации «Автомобилист», утверждает, что проблема отказа остановиться существовала всегда, и высокая сумма штрафа может повлиять на сознательных правонарушителей, но не на тех, кто не замечает инспектора.
«Но на большинство автомобилистов изменения штрафов никак не повлияют. Тут речь идёт именно об умышленном правонарушении. Если же водитель не заметил инспектора и через 100 метров его остановили, тут вообще не должно быть наказания. Мы говорим о заядлых негодяях, которые убегают от инспекторов ДПС. И у последних должно быть доказательство умышленности», — считает Едрышов.
Законопроект о повышении штрафов может быть принят до конца осени, но не исключено, что рассмотрение затянется и новые поправки вступят в силу лишь в 2025 году.
Ольга Артасова
Фото: freepik
Содержимое сайта предназначено для читателей старше 16 лет.