Поднял красный флаг на Муста-Тунтури: ефрейтор Иван Ромашов дважды был представлен к наградам посмертно, но выжил
Печенга 18.05, 15:09
В год 80-летия Великой Победы председатель мурманского Совета депутатов Игорь Морарь продолжает рассказывать северянам о тех, кто во время войны сражался в Заполярье, не щадя своей жизни. Одним из таких бойцов стал пограничник Иван Андреевич Ромашов. Он водрузил красный флаг на хребте Муста-Тунтури в сентябре 1941 года, когда их подразделение смогло оттеснить немцев с заданной высоты.
Война для ефрейтора началась 29 июня 1941 года на 6-й погранзаставе — тогда их взяли в кольцо.
— Наша застава встретила врага ураганным пулеметным и оружейным огнем. Был приказ задержать фашистов любой ценой, поскольку Рыбачий имел большое стратегическое значение для прохода иностранных кораблей в незамерзающий порт Мурманск. Бились ожесточенно, но силы были неравны, — вспоминал Иван Андреевич.
Начальник по рации запросил подкрепление с Рыбачьего, однако в ответ им был дан приказ выходить из окружения самостоятельно.
— В это время враг захватил находившийся в нашем тылу хребет Муста-Тунтури, с которого открывается обзор на два полуострова: Средний и Рыбачий, и начал с него вести обстрел из минометов по сопротивлявшейся 6-й заставе, — вспоминал ветеран.
Когда стало ясно, что оборону не удержать, пограничники пошли на прорыв, их прикрывали ефрейтор Ромашов и рядовой Красюк — они остались, готовые пожертвовать собой. Взвились две красные ракеты — сигнал, что их сослуживцы вышли из кольца и можно уходить. С пулеметом на плечах он попал под обстрел, сначала немцев, а потом, когда добрался до наших, досталось и от своих. Но он вернулся в строй.
В ночь с 9 на 10 сентября 1941 года разведывательную группу в составе 60 пограничников, в их числе и ефрейтора Ромашов, направили для внезапного удара в тыл врага.
— Для того, чтобы флаг водрузить, перешли линию фронта. Потом обстреливать нас начали, мы закричали: «Ура! В атаку!». Политрук мне сказал, чтобы я не отставал от него, — рассказывал Иван Ромашов.
Вместе они поднялись на сопку на высоту 262 метра. Древком для флага послужила винтовка убитого немца.
— Жестокие бои, гибель товарищей, стрельба такая, что, по словам ветерана, волосы на голове трепало от пролетающих снарядов… И при этом во что бы то ни стало надо выполнить задачу, поставленную командиром, — отметил председатель Горсовета, рассказывая о подвиге ефрейтора.
Бойцы поднимали флаг после того, как его сбивал ураганный огонь. Иван Андреевич очнулся в госпитале, где врачи чудом спасли ему руку. Дважды в течение войны он был представлен к высоким боевым наградам посмертно, но выстоял, выжил. Ветеран получил заслуженные награды только в конце 1950-х годов.
Иван Андреевич прожил долгую жизнь: со столетним юбилеем в Алтайский край его приезжал поздравлять Михаил Орешета. Но на следующий год пограничника, участника трёх войн не стало. «Ушёл последний участник боев за Рыбачий…», — писали тогда СМИ.
— Ушел человек, чья жизнь — пример служения Родине, — подчеркнул Игорь Морарь.
Фото: Игорь Морарь / соцсети
Читайте также

«Суров и прекрасен»: подводный мир Баренцнва моря в Лиинахамари дайвер предложил посмотреть его глазами

Залило подъезд и квартиры: в Печенгском округе неделю не устраняют последствия прорыва трубы в жилом доме

В Никеле реставраторы сделали ярче буквы памятной надписи «Смерть немецким захватчикам»

Ко Дню шахтёра в Заполярном начали ремонт опорной стены

Ремонт размытой дождем дороги «Заполярный – Сальмиярви» обойдется бюджету почти в 20 млн.руб.

28-тонный желтый «богатырь» стал новой достопримечательностью центра Никеля

На котельной Заполярного капитально ремонтируют один из четырех паровых агрегатов

Размытую дорогу «Заполярный – Сальмиярви» обещают починить до конца сентября

В Никеле началась реставрация исторической надписи на стене плавцеха

В Никеле пожарные спасли жильца из задымлённой квартиры

В Лиинахамари горела квартира - погибли хозяин и сосед
